Выясняем в чем разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Сравнение 44-ФЗ и 223-ФЗ: в чем разница между законами о госзакупках. Таблица, пояснения, ключевые отличия для подрядчиков и заказчиков.

Разница между 44-ФЗ и 223-ФЗ — таблица и пояснения для заказчиков и подрядчиков

Практические материалы для специалистов, управляющих компаний, проектировщиков и заказчиков.

Здесь — только то, что работает: нормы, технологии, решения.


Правовая основа: два закона — две системы

В Российской Федерации закупочная деятельность регулируется двумя основными законами:

  1. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  2. Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.
    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Несмотря на схожую сферу применения, эти законы существенно различаются по принципам, участникам, процедурам и степени регулирования.


Кто применяет 44-ФЗ и 223-ФЗ?

ЗаконКто закупает
44-ФЗГосударственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, фонды капитального ремонта, управляющие компании (при капремонте за счёт фонда)
223-ФЗКрупные компании с участием государства: ПАО «РЖД», ПАО «Газпром», ПАО «Россети», ПАО «Сбербанк», ПАО «ВТБ»

⚠️ Важно: Не все компании с госучастием подпадают под 223-ФЗ. Только те, которые указаны в части 1 статьи 2 закона (акционерные общества, учреждённые РФ, субъектами РФ или муниципалитетами).


Ключевые отличия между 44-ФЗ и 223-ФЗ

Параметр44-ФЗ223-ФЗ
Основная цельОбеспечение прозрачности, контроля, защиты бюджетных средствЭффективность, гибкость, развитие бизнеса
Жёсткость регулированияВысокая — все процедуры строго регламентированыГибкая — каждый заказчик устанавливает свои правила
Нормативная базаЕдиная для всех заказчиковПоложение о закупках (у каждого заказчика своё)
Способы закупокЧётко определены: конкурс, аукцион, котировки и др.Определяются Положением заказчика
Площадки для торговТолько аккредитованные ЭТП (РТС-Тендер, Сбербанк-АСТ и др.)Собственные или аккредитованные площадки
Обеспечение заявкиДо 5% от НМЦК, формы — гарантия, вклад в реестр, иноеУстанавливается Положением (обычно 0,5–5%)
Обеспечение исполненияБанковская гарантия (ст. 45 44-ФЗ)Банковская гарантия (по Положению)
Требования к участникамЕдиные для всех (ст. 31 44-ФЗ)Разные у каждого заказчика
Публикация закупокТолько в ЕИС —zakupki.gov.ruВ ЕИС и на сайте заказчика
КонтрольФАС, Счётная палата, прокуратураФАС, внутренний аудит
Антиофшорные мерыПрименяются ограничения (ст. 3.6 223-ФЗ)Да, с 2023 года (ФЗ № 160-ФЗ)
Участие иностранных компанийОграничено (в т.ч. по нацрежиму)Возможны, но с раскрытием бенефициаров

Сравнение по ключевым процедурам

1. Описание объекта закупки
ЗаконТребования
44-ФЗДолжно быть однозначным, с указанием ОКПД2, единицы измерения, технических характеристик (ч. 7 ст. 33)
223-ФЗОпределяется Положением заказчика — может быть гибким

Пример (44-ФЗ):

«Ремонт кровли МКД, 420 м², НФС из алюминиевых кассет, ГОСТ Р 58883—2020. ОКПД2: 45.25.11.110. Единица измерения: м².»

Пример (223-ФЗ):

«Капитальный ремонт административного здания ПАО „РЖД“ в г. Москва. Объём работ — по проекту.»


2. Требования к участникам
ЗаконЧто проверяют
44-ФЗДопуск СРО, опыт, отсутствие в РНП, финансовая устойчивость (ст. 31)
223-ФЗТе же параметры, но критерии — по Положению заказчика

Пример:

  • В 44-ФЗ: опыт — не менее 3 контрактов в ЕИС
  • В 223-ФЗ: опыт — не менее 3 контрактов за 5 лет (по Положению РЖД)

3. Обеспечение исполнения контракта
ЗаконОснование
44-ФЗСтатья 45 — банковская гарантия, не менее 5% от цены контракта
223-ФЗПоложение заказчика — обычно банковская гарантия, но размер может быть снижен

4. Порядок заключения контракта
ЗаконСрок
44-ФЗВ течение 10 рабочих дней с даты размещения протокола (ч. 6 ст. 38)
223-ФЗОпределяется Положением — обычно 10–15 дней

Преимущества и риски для подрядчиков

ЗаконПреимуществаРиски
44-ФЗЧёткие правила, прозрачность, контроль ФАСЖёсткие рамки, высокая конкуренция, риск претензий
223-ФЗГибкость, меньше конкуренции, возможность рамочных соглашенийРазные требования у заказчиков, риск несоответствия Положению

Когда использовать 44-ФЗ, а когда — 223-ФЗ?

СитуацияРекомендуемый закон
Капитальный ремонт МКД за счёт фонда капремонта44-ФЗ
Ремонт здания ПАО «Мосэнерго»223-ФЗ
Закупка у администрации города44-ФЗ
Закупка у ПАО «Газпром»223-ФЗ
Участие в тендере с жёсткими техническими требованиями44-ФЗ
Участие в закупке с возможностью переговоров223-ФЗ

Изменения с 2023 года: антиофшорные меры

С вступлением в силу Федерального закона № 160-ФЗ от 11.06.2022, в 223-ФЗ введены антиофшорные нормы:

  • Статья 3.6: заказчик вправе отказать в допуске, если участник:
    • Не раскрывает бенефициарных владельцев
    • Имеет признаки офшорной компании
  • Часть 19.1 статьи 3: приоритет отдаётся продукции российского происхождения

Эти нормы не действуют в 44-ФЗ в таком виде, но аналогичные ограничения применяются по национальному режиму.


Заключение

Выбор между 44-ФЗ и 223-ФЗ зависит от типа заказчика и характера закупки.

  • 44-ФЗ — для госзаказов, бюджетных учреждений, фондов капремонта.
    Плюсы: прозрачность, защита.
    Минусы: бюрократия, высокая конкуренция.
  • 223-ФЗ — для крупных госкомпаний (РЖД, Газпром, Мосэнерго).
    Плюсы: гибкость, рамочные соглашения.
    Минусы: разные требования, необходимость изучения Положения.

Ключ к успеху — знание законов, внимательность к деталям и системный подход.


Важно! Материал носит исключительно информационный характер, не является руководством к действию, не может быть официальным толкованием законодательства и не влечёт правовых последствий.